Ремонт червячной буксы
Резиновые вентильные головки обычно протекают по следующим причинам:
- Возникли проблемы с резьбой.
- Износились резиновые прокладки.
- Механические повреждения.
Если червячная передача сильно износилась, а корпус или шток вентильной буксы покрылся трещинами, изделие нужно менять. Проступание воды через смеситель из-под запорного устройства указывает на необходимость замены уплотнительного кольца. При протекании крана замене подлежит манжета из резины, выполняющие функцию клапанного уплотнителя.
Порядок работы следующий:
- Демонтаж запорной части. При разборке смесителя нужно действовать точно так, как и в случае с керамической буксой.
- Чистка резьбовых участков и промывка элемента от грязи.
-
Удаление изношенной прокладки со штока. Перед этим проводят выворачивание удерживающего уплотнитель винта. В некоторых старых моделях он отсутствует, и прокладка удерживается благодаря посадочному углублению или отверстию в поверхности резины.
Снятие прокладки с червячной кран-буксы
-
Установка целой манжеты. Перед этим ее рекомендуется смазать водостойким составом (хорошо подходит силиконовый герметик). Бывает так, что соответствующую по размерам новую деталь найти не получается. В таком случае покупают более широкое изделия, а выступающие части срезают острым ножом (края уплотнителя желательно оформить фаской под углом 45 градусов).
Установка новой прокладки на червячную кран-буксу
Производя обратную сборку смесителя, желательно сразу заменить уплотнительное кольцо и смазать червячную передачу. Эти простые меры отодвинут сроки следующего ремонта.
Подробнее про червячные кран-буксы, а также про замену прокладки и вырезание новой прокладки можете посмотреть в видео:
Конструкция
Несмотря на внешнее сходство со стандартными червячными конструкциями, кран-букса имеет принципиально другое строение. Традиционно напор воды перекрывается с помощью постепенного опускания штока при повороте крана. Либо устанавливается шар с отверстием, соединенный с управляющей ручкой — изменяя положение конструкции, уменьшают или увеличивают напор воды. Такие способы характеризуются низкой надежностью и вероятностью появления протечек.
Смеситель с керамическими кран-буксами не имеет таких недостатков. Благодаря тщательно продуманной конструкции при минимуме усилий можно добиться точной регулировки напора воды. Для того чтобы разобраться с принципом действия, необходимо узнать, из чего же состоит кран-букса.
- Корпус. Его поверхность служит монтажным элементом для установки конструкции в емкость крана или смесителя.
- Рычаг. Он соединен с управляющими частями буксы, а его наружная часть необходима для установки ручки.
- Запорно-регулирующий элемент представляет собой 2 пластины из металлокерамики, соединенные между собой. На корпусе каждой из них есть отверстия, положение которых относительно друг друга регулируется с помощью рычага.
При минимуме подвижных элементов и их надежности обеспечивается плавное регулирование потока воды.
Устранение неисправностей керамической буксы
Что делать, если течет смеситель, оснащенный керамической кран буксой? Способов решения проблемы может быть несколько:
износ прокладки штока. В этой ситуации замена осуществляется по аналогии со схемой, представленной выше. Вместо резиновой прокладки требуется ремкомплект, в состав которого входят уплотнительные кольца разного диаметра и керамические диски;
Комплект для ремонта керамической кран-буксы
- очистка внутренних пластин;
- замена прижимной шайбы.
Прочистка пластин
Причиной образования течи смесителя может являться простейшее засорение буксы, вызванной наличием в воде мелких частиц песка и иных видов примесей. Как отремонтировать буксу в данной ситуации? Работы производятся по следующей схеме:
- отключение водоснабжения;
- снятие буксы со смесителя;
- извлечение пластин. Для этого в первую очередь снимается нижнее уплотнительное кольцо и стопорное кольцо, удерживающее шток, после чего пластины без помех выпадают из корпуса;
Извлечение керамических пластин из корпуса буксы
- промывка пластин и буксы;
- устранение царапин при помощи мелкообразивного порошка;
Инструкция по применению порошка указывается на упаковке. Как правило, перед использованием порошок растворяют машинным маслом, наносят на сухую ровную поверхность (стекло) и по полученной массе вращают диски буксы.
- смазка (чаще всего применяется силиконовый герметик);
- сборка и монтаж буксы.
Замена прижимной шайбы
Если при работе смесителя обнаружена течь и замена уплотнительных колец и прочистка не устраняют проблемы, то причиной неисправности может являться износ прижимной шайбы, установленной на керамических пластинах. В данной ситуации ремонт своими руками производится так:
- отключается водоснабжение помещения и производится извлечение буксы из смесителя;
- кран-букса разбирается. Для этого снимаются уплотнительное и стопорное кольца, извлекается керамическая пара пластин и шток;
- шток очищается от различных загрязнений. Уплотнительные кольца смазываются;
- на место прижимной шайбы наносится 2 – 3 слоя изоляционной ленты (в зависимости от размера);
Устранение протечки из-за износа прижимной шайбы буксы
производится сборка буксы в обратном порядке и установка ее в смеситель.
Весь процесс выполнения ремонтных работ представлен на видео.
Следует отметить, что произвести ремонт буксы для смесителя невозможно, если обнаружена одна из следующих проблем:
- на корпусе или иных элементах буксы имеются трещины;
- на пластинах устройства имеются царапины больших размеров, не поддающиеся устранению при помощи шлифовки;
- сломана резьба.
В любой из перечисленных ситуаций потребуется замена кран-буксы.
Разновидности элементов
Кран-букса — важнейшая деталь внутреннего механизма смесителя, которая обеспечивает подачу, силу напора и перекрытие потока воды. Она изготавливается из латуни или стали и состоит из следующих конструктивных элементов:
- корпуса, оснащенного монтажной резьбой;
- резиновых уплотнителей;
- поворотного штока;
- закрепленного в корпусе штуцера;
- сальников, которые обеспечивают герметичность;
- быстросъемной шайбы, с помощью которой деталь крепится внутри смесителя.
В бытовых устройствах применяются 2 типа конструкции:
- Червячные с резиновой прокладкой. Регулировка потока осуществляется за счет прижимной силы штока обрезиненной манжеты к седлу крана. Срок их эксплуатации не более 5 лет, а стоимость начинается от 100 руб.
- Керамические (дисковые). Рабочий элемент в них образуют 2 пластины с отверстиями, одно из которых статичное, а другое — поворотное. Совмещение и разведение отверстий регулируют подачу воды. Функционируют от 5 до 10 лет. Средняя цена — 300-400 руб.
Переключатели душа
Устаревшую шаровую конструкцию вытесняют поршневые (золотниковые) переключатели: эксцентриковые и кнопочные. Первые размещены в центральной расточке корпуса или отдельно присоединяемом диверторе. Вторые характерны однорычажным вариантам, находятся на носике.
Из центральной расточки плунжер вынимают следующим образом:
- Отсоединяем гусак, снимаем ручку аналогично шаровому переключателю.
- Выкручиваем штоковую футорку. Вынимаем вместе со штоком-эксцентриком.
- Зацепив мелким шестигранником, извлекаем вниз поршень.
Разборку кнопочного варианта рассмотрим на примере Grohe:
- Отсоединяем душевой шланг.
- Удерживаем отверткой клапан от вращения.
- Отвинчиваем колпачек-кнопку.
- Шестигранником выкручиваем механизм в сборе.
Процесс замены дивертора KOHLER:
Демонтаж прикипевшего кран букса
Если кран не удается починить из-за того, что кран-букса сильно прикипела к корпусу, приходится применять дополнительные хитрости:
Захват граней шлямбура трубным ключом
- «Облизавшиеся» грани шлямбура можно крепко обхватить трубным ключом. Методом раскачки надо попробовать сорвать шлямбур с места. Но главное не перестараться, иначе можно сорвать резьбу и сломать смеситель.
- Применение химических средств поможет ослабить резьбовое соединение. Хорошо действуют WD-40, уксус, моющее средство Sillit и другие кислотосодержащие растворы. Если поверхностное смазывание не помогло, то из пластилина можно вылепить маленькую емкость вокруг шлямбура и налить туда один из этих растворов. Глубина емкости должна обеспечить полное покрытие кран буксы раствором.
- Сдвинуть резьбу с места поможет термический метод. Строительным феном прогревают резьбовую часть корпуса смесителя, пока шлямбур не начнет откручиваться от руки.
Такую фрезу можно использовать вместо сверла
- 90% китайских смесителей изготовлены из деформируемого сплава. Легкое простукивание молотком вокруг резьбы ослабит налет, и шлямбур провернется по резьбе.
- Когда все методы испробованы, остается последнее решение: удаление кран-буксы высверливанием. Для этого ножовкой по металлу срезают выступающую часть шлямбура и подходящим по диаметру сверлом высверливают оставшуюся в корпусе смесителя деталь. Вместо сверла подойдет аналогичного размера фреза.После высверливания придется нарезать новую резьбу в корпусе смесителя. Такой сложный ремонт имеет смысл производить для дорогих и качественных смесителей. Если у вас был установлен дешевый смеситель, проще и дешевле будет сменить его на новый.
Как отремонтировать кран-буксу, смотрите в видео:
- Как поменять кран букс в смесителе — правила съема и замены. Жми!
Кран-букса – это неотъемлемый элемент любого смесителя горячей и холодной воды, который представляет собой регулятор водяного потока. Как поменять его…
- Как отремонтировать кран смесителя: особенности, поиск неполадки, инструкции работ своими руками
Сегодня мы рассмотрим, как отремонтировать кран смесителя своими руками. Смесителем является сантехнический прибор, служащий для регулирования…
- Как починить смеситель в ванной: конструкция, неисправности, инструкции по работам в этапах
Несмотря на то, что в настоящее время можно очень просто отремонтировать любую технику в мастерских или вызвать мастера на дом, и он починит вам…
В быту все мы нередко имеем дело с мелким ремонтом. К примеру, необходимо починить дверной замок или же кран, старую стиральную машину или вентилятор.
Типы и размеры кран-букс для смесителя
Видов кран-букс для смесителей большое множество. Классификации для них нет, но по типоразмеру многие из них взаимозаменяемы. Прежде всего их разделяют на российские и импортные, хотя в настоящее время это уже условность.
Главное отличие в посадочном месте на штоке для рукоятки маховика. У российских это квадрат, у импортных — цилиндр с продольными шлицами. При этом встречаются мелкие и крупные шлицы.
Кран-буксы с цилиндрической головкой
Второе отличие, приводной механизм. Есть с червячным перемещением штока с клапаном. При вращении штока нижняя часть штока выдвигается и перекрывает отверстие в корпусе крана. При обратном вращении нижняя часть штока приподнимается и клапан открывает отверстие. Клапан представляет собой латунную тарелку с резиновым пятачком, прикрепляемом винтом к штоку. Такие головки в торговой сети называют «резиновая кран-букса», либо кран-букса с резиновым клапаном. А еще их называют полнооборотными, потому что приходится вращать ручку вентиля на несколько полных оборотов.
А есть головки, в которых шток при повороте на 90 или 180, поворачивает пластину для открытия и перекрытия отверстия. Пластины выполнены из керамики и потому головка называется «керамическая кран-букса».
Удлиненная головка
Также их различают по длине, есть длинные, такой первоначально была длина вентильной головки. И есть короткие, устройство керамической кран-буксы позволяет значительно уменьшить длину, экономя дорогой цветной металл.
Но в целях взаимозаменяемости, в первую очередь червячных на керамические пластинчатые, производители наладили выпуск и червячных, и керамических кран-букс, длинных и коротких.
Последнее отличие букс заключается в наружной резьбе. У российских и части китайских она с более крупным шагом, у импортных европейских и азиатских с мелким шагом.
Конструкция червячной кран-буксы
Её особенность заключается в штоке, на котором обязательно имеется червячная резьба и к которому крепится снизу перекрывающий клапан. Старые образцы имели цельный и единый шток, который при вращении опускался и закрывал кран, а при обратном вращении поднимался и открывал кран. Вместе со штоком перемещался и маховичок, за который вращали шток рукой.
Требования к современным смесителям повысились и перемещающийся маховичок устарел. Теперь шток выполнен из двух разъемных частей. Но принцип остался тот же. При вращении штока червячная передача заставляет выдвигаться нижнюю часть из буксы и перекрывать отверстие крана клапаном. При обратном вращении нижняя часть штока поднимается и клапан открывает отверстие.
Следует отметить, что поскольку верхняя часть перестала перемещаться, а только вращается, двух резиновых колечек на штоке стало достаточно для обеспечения герметичности и предотвращения протекания воды.
Конструкция керамической кран-буксы
В данной конструкции отсутствуют части, перемещающиеся вдоль оси штока. Шток поворачивается только на 90 – 180, угол поворота ограничен выемкой в корпусе и штифтом, вставляемым перпендикулярно в тело штока. Штифт упирается в края выемки.
В нижней части шток имеет форму короткой вилки, которой входит в зацепление с верхней керамической пластиной и поворачивает её на те же 90 –180. Нижняя керамическая пластина, за счёт шлиц, удерживается цилиндрическим корпусом буксы на месте. При повороте отверстия двух пластин совпадают и вода поступает в смеситель или носик крана. При обратном повороте отверстия взаимно перекрываются плоскостями пластин и поступление воды прекращается.
Плотное прилегание пластин обеспечивается уплотнительной силиконовой (цветные) или резиновой втулкой с нижней стороны и вилкой штока с верхней.
В нижней части цилиндрического корпуса имеется два отверстия, для прохода воды. Вода через отверстия в пластинах проходит в цилиндр буксы, а затем через отверстия в цилиндре поступает в гусак смесителя или носик крана.
Ремонт кранбуксы своими руками
Однако у многих вентильных головок с керамическими пластинами (в основном отечественного производства), часто встречается один недостаток.
Как правило, через несколько месяцев после использования такой вентильной головки, она перестает герметично закрывать воду и из крана начинает потихоньку капать вода.
Быстрый ремонт свежей кранбуксы
Причем в первое время, такой недостаток можно легко исправить, просто потуже затянув, или точнее – чуть поглубже закрутив эту вентильную головку ключом.
Тем не менее, помогает это только один, два раза, да и то ненадолго. После этого из крана опять начинает подкапывать вода так, что впору менять вентильную головку на новую.
Ремонт кранбуксы со снятием
Однако такой недостаток очень легко исправить, проведя небольшой ремонт. Дело в том, что такой дефект в работе керамической вентильной головки возникает в основном из-за того, что ее шток (или шпиндель), постепенно разбалтывается в месте его соединения с самим корпусом головки.
В результате в этом месте появляется некоторый люфт, что хорошо ощущается, если подергать шток вверх-вниз, вдоль его продольной оси. Причем зачастую размер этого люфта или зазора, составляет почти миллиметр, а то и больше.
В свою очередь, это приводит к тому, что керамические пластины уже неплотно прилегают друг к другу, а также и к резиновой прокладке на конце вентильной головки.
Из-за этого через такую вентильную головку и начинает просачиваться вода. Но это достаточно легко исправить, если поместить внутрь корпуса такой вентильной головки, между резиновой прокладкой и керамической пластиной, подходящую по диаметру резиновую шайбу, которая будет исполнять роль дополнительной прокладки.
Причем такую шайбу можно легко изготовить из резиновой прокладки уже отслужившей свой срок вентильной головки.
Таким образом, для изготовления этой шайбы, из материалов нам потребуется старая керамическая вентильная головка, а из инструментов понадобится нож, штангенциркуль и наждачная бумага с разным размером зерна.
Порядок изготовления шайбы
Сначала достаем резиновую прокладку из старой вентильной головки.
И при помощи ножа, отрезаем у нее боковые выступы, если они имеются.
Затем нам нужно от этой прокладки, отрезать часть меньшего диаметра.
Для этого, лучше сначала насадить эту прокладку на своеобразную оправку из подходящей по диаметру, круглой деревянной палочки или просто отрезка ветки.
Теперь ее легко можно будет разрезать ножом.
Затем отрезанную шайбу нужно обработать на крупнозернистой наждачной бумаге.
При этом нужно добиться, чтобы толщина этой шайбы была в пределах 2-2,5 мм.
После того, как нужная толщина шайбы будет достигнута, нужно примерить ее к ремонтируемой вентильной головке.
Для этого, вынимаем из нашей вентильной головки ее резиновую прокладку.
И вставляем внутрь корпуса нашу шайбу. Если все нормально, то стенки корпуса, должны на 1-1,5 мм, выходить за пределы шайбы, чтобы туда можно было бы вставить еще и родную резиновую прокладку.
После этого, можно вытащить шайбу и провести ее финишную обработку на наждачной бумаге с более мелким зерном.
Затем нашу шайбу можно промыть и окончательно установить ее в корпус вентильной головки, а сверху установить и резиновую прокладку.
И вот наша отремонтированная вентильная головка, готова к использованию.
Как отремонтировать кран с керамическими дисками?
Как отремонтировать кран с керамическими дисками?
Так же у одно – рычажных смесителей кассета бывает как пластиковая, так и керамическая, и подлежит замене. Стоит от ста и до пятисот рублей.
Во время проведения всех работ воду необходимо перекрывать.
Основная поломка крана с керамическими дисками это истирание (срабатывание) упорного пластикового колечка из-за чего сила прижатия керамических дисков слабеет и кран начинает подкапывать.
Это колечко ещё называют прокладкой на шток и что самое интересное при покупке ремкомплекта вы его там не обнаружите, в запасных частях есть всё и керамические диски и стопор и даже силиконовые и резиновые уплотнители, но вот именно этого маленького, очень часто выходящего со строя колечки нет!
Если вырезать его из пластика очень проблематично, но выход есть!
Его можно заменить на самодельное упорное колечко из миллиметровой медной проволоки.
Сделать его просто, на шток наматывается медная проволока диаметром один миллиметр и потом снимается и разрезается на колечки.
После чего колечки выравниваются в плоскости шайбы и кран собирается (естественно со смазкой, не портящей воду).
Конечно заменить можно и диски и уплотнители, вот и всё в чём заключается ремонт такого крана, вот его внутренности.
Если вдруг треснул корпус или отломалось ушко штока, то возможности ремонта и комплектации такого крана весьма ограничены, так как штоки и корпуса как запчасти не поставляются в продажу, а чтоб подобрать с другого крана, нужно иметь аналогичную деталь, а у разных производителей они очень отличаются по конфигурации, хотя имеют один размер и посадочные места в смеситель.
Поэтому скорее всего придётся заменить полностью!
Принцип ремонта керамических кран-букс аналогичен ремонту простых кранов. Ведь принцип устройства у всех кранов одинаковый.
И естественно если у вас подтекает кран с керамическими дисками, то более 90 процентов , это проблема с прокладками.
Так что прежде всего с керамическими кран-буксами нужно работать очень аккуратно нее перетягивать ключом иначе кран может сломаться.
Поэтому аккуратно разбираем сам кран и кран-буксу.
Вот что мы получаем в результате.
После этого осматриваем прежде всего прокладки. И естественно при необходимости их меняем. А вот для того . чтобы не ошибиться лучше в магазин принести старые прокладки и по ним и выбрать ремкомплект.
После того как вы замените керамические прокладки , затяжку и сборку проводить руками. И только потом подтянуть ключом , но только до тех пор пока кран не перестанет подтекать и естественно перетягивать нельзя, лучше через день операцию повторить.
Чтобы отремонтировать смеситель с керамической кран-буксой необходимо сделать следующее:
Сразу купить ремкомплект
На вентиле смесителя снимаем заглушку под которой винт удерживающий переключатель (“барашек).
Снимаем ручку, откручиваем кран-буксу.
Тут возможно достаточно поменять прокладку между самим краном и кран-буксой.
Если нужен ремонт самой кран-буксе, то продолжаем.
Кран-букса в руках.
Под штоком буксы находится стопорная шайба (она держит шток не давая ему опускаться вниз), поддеваем её отвёрткой, чуть разводим в стороны и на себя (предварительно конечно снимаем прокладку которая скрывает керамическую пару, снять можно даже руками, или поддев отвёрткой).
Чуть постукиваем по штоку (это если керамическая пара сильно прикипела).
Шток идёт вниз и выталкивает из кран-буксы керамическую пару.
Сами диски (керамические) вращаются относительно друг друга, они отлично притёрты и если между ними попадает грязь, окалина, то кран начинает подкапывать.
Возможно достаточно их промыть, или заменить новыми из ремкомплекта.
Сам шток так же очищаем от всех отложений (известь, ржавчина и так далее).
На самом штоке есть два уплотнительных кольца, и их можно заменить, или хотя бы смазать, если визуально они целые.
Сборка в обратной последовательности.
Чаще всего кран-буксу меняют на новую (целиком, при покупке новой, старую возьмите с собой), срок службы такого крана очень приличный.
Основные поломки кран буксы
Как определить, что пора провести ремонт буксы водопроводного крана. Очень просто, если вы заметите следующие недостатки:
- кран стал течь даже при закрытом вентиле
- из под вентиля стала просачиваться вода
- маховик перестал фиксироваться в крайних положениях
- струя воды течет неравномерно — появляются «провалы»
Это общие признаки поломки и если вы попадаете хоть под один пункт, то скорее всего вас ждет ремонт. Починить кран буксу смесителя можно своими руками, не прибегая к помощи мастеров. Работа это не сложная и справиться с ней сможет даже школьник.
Но перед тем, как начать необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:
- газовый или разводной ключи
- фум лента
- специальная водостойкая смазка
- накидной ключ на 17
- нож
- набор отверток
Сказать сразу какие потребуются материалы не могу, поскольку причина поломки выясниться только после разбора кран буксы.
Как починить подтекающий кран
Капает вода из носика крана и невозможно до конца перекрыть вентиль смесителя? Что делать в такой ситуации? Как починить эту неисправность водоснабжения?
В том случае, если такое происходит с двухвентильным смесителем, дело, как правило. в поломке кран-буксы
И не важно, кухонный это смеситель или смеситель установлен на умывальнике ванной комнаты. Или же сан
узла. Это также относится и к двухвентильному смесителю ванны или душа. Если вода капает из носика крана или из распылителя душа. В зависимости от того, в каком положении установлен переключатель режимов. Касается это полуповоротного вентильного смесителя. А также такого, в котором открытие и закрытие происходит с помощью нескольких оборотов барашка вентиля.
Устранение протечки вентилей
Полуоборотные кран-буксы, джойстики и вентили отвечают за управление потоками воды. И причину протекания драгоценной жидкости первым делом стоит искать именно в них.
Выход из строя этих элементов смесителя может привести к ряду неисправностей всей водопроводной системы. Так поломка вентиля способна спровоцировать возникновение вибрации в трубах, а нарушение целостности полуоборотной или вентильной кран-буксы – стать причиной подтекания в районе самого крана.
При обнаружении шума в водопроводных трубах последовательность разборки двухвентильной конструкции включает такие этапы:
- Поочередно открывают каждый из вентилей с тем, чтобы определить какой кран издает звуки при подаче воды.
- Перекрывают воду в квартиру запорным вентилем.
- С передней части маховика, именуемым барашком, с помощью разводного ключа снимают декоративную заглушку.
- Расположенный под заглушкой винт откручивают плоской отверткой до тех пор, пока не отсоединиться барашек.
- Размещенную под барашком декоративную накладку откручивают и удаляют.
- После извлечения накладки взгляду откроется верхняя часть шпинделя кран-буксы, оснащенная насечками в виде гаечных граней.
- Установив гаечный ключ на грани верхней части шпинделя, выкручивают сердцевину – кран-буксу
Дальнейшие манипуляции зависят от типа буксы. Ремонт каждого из элементов, управляющих потоком воды в смесителе, имеет свои особенности.
Замена уплотнительной прокладки
Распространенной причиной небольших протечек полуоборотных вентилей являются изношенные резинки на нижних отверстиях либо недостаточное прижатие конструкции прижимной гайкой. В процессе эксплуатации они могут расплющиваться и выходить за габариты седла. А потому самый простой способ устранить проблему – заменить эти прокладки.
Путем замены прокладки можно избавиться от гудения и свиста в трубах. Если нет времени или возможности приобрести готовую прокладку, ее можно изготовить самостоятельно, вырезав кружок диаметром чуть больше размера гнезда клапана. Для изготовления заготовки можно использовать:
- отрез плотной кожи толщиной 2-3 мм;
- кусок толстой листовой резины, устойчивой к температурным колебаниям.