Что такое жостовская роспись: основы и особенности изображения рисунка. фото изделий

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона

Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Создание подноса

Долгие десятилетия шлифовалась технология изготовления подноса. Есть работа ручная (метод ковки) и автоматизированная (метод штамповки).

Метод ковки

Кованые подносы создают по старинной кустарной традиции. Нельзя сказать, что сегодня ковали не занимаются таким изготовлением изделий: их стало немного меньше, так как технологии позволили оптимизировать производство, но запрос на ручную работу все еще есть.

Ручными ножницами мастер выкраивает скобу из нескольких металлических карт. Затем заготовка отправляется на наковальню, где она выбивается и вытягивается. Край подноса мастер закатывает и делает там проволочную заготовку, после чего на наковальне край выравнивается молотом.

Изготовленный на фабрике кованый поднос имеет свой номер и сертификат. Они упаковываются в фирменную коробку (тоже ручного изготовления) и подарочные пакеты.

Ковка сложна и трудоемка, но, как и любая ручная работа, особенно ценна. И финансово ценна, в том числе. Это, пожалуй, единственный «минус» такой технологии.

Метод штамповки

Изготовление части сегмента продукции на фабрике сегодня механизировано. И это не умаляет значимости изделия, оно все равно остается образцом в своем роде, но еще и символизирует, как органично могут сосуществовать технический прогресс и народные промыслы.

Технология штамповки:

  1. Из железного листа мастер вырубает заготовку нужного размера.
  2. С помощью пресса ей придается задуманная форма – овальная либо же круглая, прямоугольная, восьмиугольная или «гитарная» (у мастера выбор из 32 форм, остальные можно делать только ручной ковкой, а это десятки форм).
  3. Затем следует этап обезжиривания, шпатлевки и шлифовки, благодаря чему поднос приобретает идеальной ровности поверхность.

Как ухаживать за посудой «из хохломы»

Если изделие фабричное, все довольно просто. В такой посуде можно подолгу держать жидкость, в деревянной чашке можно на ночь оставлять воду или компот, с поверхностью ничего не произойдет. Эту жидкость на утро можно пить, да и за посуду нечего переживать, она не «облезет» и не потускнеет. Но вот хранить там воду или пищу по несколько дней все же не стоит, да и такой необходимости обычно нет. Длительное воздействие влаги может уменьшить срок годности посуды, а точнее, срок безупречности ее внешнего вида. После использования хохломской посуды или подноса хохлома просто протрите изделие сухой тряпочкой.

Внимание! Фабричную посуду ставить в СВЧ-печь можно. Но если вы используете в микроволновке специальные контейнеры, это оптимальное решение.. А теперь представьте, что будет, если подделку, покрытую паркетным лаком, поставить вместе с пищей на разогрев в микроволновку

Канцерогены, выделяемые таким образом, чрезвычайно опасны для здоровья

А теперь представьте, что будет, если подделку, покрытую паркетным лаком, поставить вместе с пищей на разогрев в микроволновку. Канцерогены, выделяемые таким образом, чрезвычайно опасны для здоровья.

Кажется, ну что такое старинные промыслы сегодня: кое-кто даже уверен, что нарисовать хохломской узор сможет любой ребенок, да и не в моде такой рисунок. Но это поверхностное, обманчивое мнение. Каждая страна гордится своими национальными находками. На современном производстве хохломское изделие проходит много этапов, от подготовительного до финишного. И вот покупатель получает свой маленький шедевр, хранящий и историю, и тепло рук мастера, и славные традиции.

Как перенести рисунок на заготовку

Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.

Трафаретная методика

Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.

Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.

Перенос рисунка при помощи кальки

Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить

Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие

Термический способ перевода узора

Точечная методика

Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.

Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.

  1. На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
  2. На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
  3. Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.

Рисунок по эскизам

Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.

  1. Распечатать рисунок.
  2. Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
  3. Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.

Перенос эскиза под копирку

Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.

Цвета в росписи

Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.

Для фона

Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.


Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»

Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.

Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.

Для основного изображения

Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.

Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.

Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.

Жостовские изделия

Промысел славится именно подносами, но не только их считают продукцией мастеров знаменитого предприятия. Изначально (еще в первой четверти 19 века) на предприятии делали шкатулки и сухарницы с лаковым оформлением. Сегодня же интересно выглядит и жостовская игрушка. Например, можно купить набор из пасхальных яиц с оригинальной росписью.

Вы можете увидеть и матрешки, лошадки, расписанные в жостовском стиле, но фабрика на сегодняшний день не производит данную продукцию. Зато фабрика дает возможность украсить интерьер не скандинавским декором (что сегодня модно, но вряд ли оригинально), а традиционно русским.

Продукция фабрики это и:

  • зеркала с расписными рамами;
  • уличные фонарики;
  • свечи;
  • кашпо;
  • картины;
  • лейки;
  • табуреты.

Расписные изделия изящны и соответствуют запросам времени. Художники фабрики пребывают в постоянном творческом поиске, который позволяет промыслу не только сохранять себя, но и развиваться. А тем, кто хочет приобщиться к направлению на практике, жостовская фабрика открывает возможности для обучения – в Москве работает специализированная школа-студия для всех желающих.

В то время, когда промысел только начал зарождаться, он быстро нашел покупателя, чему помогло и выгодное географическое расположение деревень (близ Москвы с ее торговым потенциалом). Сегодня, в эру глобализации, жостовская роспись выглядит так же привлекательно и тонко, изящно и мелодично.

Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат

Кто не знаком с разными видами красок, тому будет интересно узнать больше о том, как ими пользоваться при работе с деревом, и какой при этом будет результат.

Гуашь

Гуашь — краска для удовольствия. Она словно создана для работы с простыми сюжетами, легка в нанесении, не растрескивается и не пачкается.

ФОТО: mr-shkaff.ruГуашь наносят на базу, а потом покрывают лаком, давая просохнуть каждому слоюГуашь

Акварель

Акварель – не самый удачный выбор для окрашивания деревянной поверхности. Тем не менее, многие мастера успешно используют её, избегая обещанного набухания дерева от излишней влаги.

Раскрашивают элемент сюжета мокрой кистью без краски, а затем уже наносят цвет. Первым делом расписывают крупные участки и элементы, а затем уже окрашивают мелкие детали и выполняют детальную прорисовку.

ФОТО: gidpokraske.ruЖивопись обретает некую лёгкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельефность будет отсутствовать

По окончании окрашивания и высыхании слоя краски, требуется покрытие лаком.

Акварель

Акриловые краски

Акрилом любят пользоваться и начинающие, и опытные мастера. Краска очень легко ложится на дерево, не растекается и выглядит очень ярко.

ФОТО: ampottery.comПлюсом является отсутствие необходимости лакировать поделку, если она просто декоративнаяАкриловые краски

Масляные краски

С маслом новички работают редко. Их нужно уметь разводить посредством олифы или льняного масла, а только потом приступать к творчеству.

Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида живописи. Сохнуть изделие будет долго, особенно, если краска разводилась льняным маслом. Это самый долговечный вариант окрашивания.

Масляные краски

Анилиновые краски

Бюджетно будет использовать анилиновые краски. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.

ФОТО: store.russianarts.onlineРисунки получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких сложностей. Перед их нанесением нужно дважды прогрунтовать основу

К сожалению, с течением времени анилин способен выгорать, поэтому изделия не ставят под прямые солнечные лучи или покрывают лаком с функцией защиты от ультрафиолета.

Анилиновые краски

Темперные краски

Темпера – люксовая краска, которая даёт возможность создать истинный шедевр. Ею окрашивают те предметы, которые можно даже передать по наследству, сделать особенный подарок кому-то дорогому.

ФОТО: rubankom.comТемпера делается на основе яичного желтка или растворе клея

Краска после высыхания уже не смывается и не растрескивается. Состоит краска из эмульсии и красящего пигмента.

Темперные краски
Темперные краски

Особенности росписи

Удивительно то, как в старину мастера умудрялись при довольно скудном арсенале красящих средств делать изделия, поражающие колористическим решением. Черный, красный, зеленый и, конечно, золотой цвета составляли причудливые, композиционно совершенные узоры. Золотистая основа делала изделие особенно фактурным. Такую тарелку, к примеру, хотелось поставить неизменно в центр стола. Не удивительно, что хохломская утварь попадала на царские столы.

В современном ассортименте хохломской посуды много красного цвета, но впечатляют и изделия с доминирующим зеленым. Классическое сочетание черный, красный и золотой остается самым востребованным – спрос на такую посуду очень большой. Красивы и наборы с активным красным, золотым, белым и едва заметным черным – они доминируют в декоре.

Растительные мотивы преобладают в хохломе: самовары, подносы, чайные наборы, кофейные пары и наборы для кваса, фляжки и кружки выполнены в нескольких вариантах росписи.

Это могут быть мотивы/сюжеты:

  • черный фон «цветы»;
  • черный фон «ягоды»;
  • кудрина «царская»;
  • травка «ландыши»;
  • двойной фон;
  • красный фон «цветы»;
  • кудрина «торжество» и т.д.

Вот и пример – ложка хохлома. Очень популярен вариант полубакской ложки с темным фоном и ягодным рисунком, с золоченой ручкой. Или ложка-ковш: она может быть зеленой, с мелким рисунком, в котором хочется рассматривать каждую мелочь. А ведь еще ложки для рыбака и ополовники, ложки-ручки, художественные, для варенья и соленья. Описание хохломской ложки – это красота в быту, большое творческое начало в самых простых, даже рутинных местах.

Можно купить посуду в презент, изделия для ребенка, для домашнего декора и для самого прямого назначения посуды – использования на кухне. И вот здесь начинается самое интересное: расписные изделия в хохломском стиле могут быть поддельными.

Основные особенности хохломской росписи

Главной отличительной чертой хохломы считают два используемых для росписи приема: верховое и фоновое письмо. В первом варианте узор выполняется краской черного или красного цвета поверх окрашенного золотым фона. Второй создают таким образом: для него сначала рисуют узор, потом заполняют фон вокруг. Расписывать листья и другие элементы следует золотым цветом.

Чаще рисовать стараются так, чтобы оба вида росписи были объединены в одном изделии.

Свободная кистевая манера, которая используется при создании посуды, позволяет работать в двух направлениях. Выполняется фоновая роспись, которую дополняют верховым орнаментом. Украсив таким образом чайный сервиз, можно обеспечить его владельцам незабываемые впечатления о традиционном русском чаепитии.

Для росписи верховой применяются разные орнаменты:

  • классический травяной узор. Он ассоциируется с травами, в изобилии растущими на полях и лугах. Славянский мотив представляет витиеватые травинки, ажурно сплетенные, украшенные мелкими ягодами или колосками;
  • рисунок «под цветок» отличается от предыдущего тем, что для его выполнения используют более широкие мазки. Так получаются плавные изгибы листьев, которые дополняются ягодами, выполненными кисточками. В этом и заключается стиль: мастер изображает народные мотивы в особенной манере. В декор включают ягоды крыжовника, смородины, земляники, колокольчики и ромашки. Располагают их небольшими группами вокруг стеблей, за счет вплетения листьев придают орнаменту округлость. В этом варианте можно работать с разнообразной цветовой палитрой;
  • узор с названием «пряник». Этот стиль росписи основывается на вписывании орнамента в геометрическую фигуру. В ромбы, квадраты и круги добавляют стилизованный элемент в виде солнца. Считается более удобным для исполнения в сравнении с ягодным и травяным.

Данный вид оформления может называться «под фон» или «роспись Кудрина». Основная особенность узора представлена стилизацией цветов, плодов в украшении завитками. В таком орнаменте обязательно применяется контурная линия. При украшении кухни, оформленной в русском стиле, нередко применяются подносы и настенные панно, декорированные таким способом.

Техника, называемая «под фон», для исполнения достаточно непростая. Такие изделия высоко ценятся. Мастера же утверждают, что в этом ремесле основная задача – отточить необходимые навыки, натренироваться в исполнении мазков и отработать нужные усилия для нажима кисти.

История гжельской росписи

Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.

Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.

Основные цвета хохломской росписи

Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.

Верховая роспись

Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.

Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.

Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.

На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».

Хохлома на фоне

Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка,  является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.

Что используют в качестве основы

Материалы, которые применяются в производстве хохломских изделий, делают продукцию безопасной. Древесину используют только лиственных пород, в основном, это липа. Грунтуют деревянную основу смесью особого сорта глины. Пропитывают изделие олифой (вареным льняным маслом). А чтобы придать поверхности изделия металлический оттенок, в него втирают алюминиевый порошок.


Этапы создания изделия

Краски, используемые для росписи хохломской посуды, натуральные. Это сажа, киноварь, охра, крон. Красители мастера разламывают и делают краску по рецептуре, сохранившейся от предыдущих поколений – но в современных фабричных условиях. И даже кисти делают сами художники, они получаются из беличьих хвостиков. Наконец, лакировка поверхности осуществляется с помощью лака, который пригоден для контакта с пищей.

Применяют на производстве и латунь, фарфор, пищевую нержавеющую сталь. Особенно радует появление в продукции хохломы фарфора – это даже не простая керамика, а самый благородный из материалов своего сегмента. И стоит, нельзя сказать, что очень много: для фарфоровой чайной пары, расписанной под хохлому, для сертифицированного изделия 1000 рублей недорого. Цены, к слову, можно увидеть на сайте предприятия.

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

  • фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
  • верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«Травка»

«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.

«Ягодка»

Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«Кудрины»

Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.

Как и когда возникла хохлома

Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.

Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.

История возникновения промысла

Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.

Зарождение — начало XVII века

Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей)  и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.

Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.

В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.

И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.

Хохлома в СССР

Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».

В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.

Роспись синим и голубым по серебряному фону  — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.

Особенности городецкой росписи

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

  1. Во время росписи мастера используют свободный мазок.
  2. Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
  3. Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
  4. Роспись осуществляют без предварительных набросков.
  5. В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
  6. Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.

Элементы городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

  1. Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
  2. Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
  3. Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.

Основные цвета городецкой росписи

Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:

  • синий;
  • красный;
  • зеленый;
  • черный.

Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:

  • охра;
  • розовый;
  • красный;
  • голубой;
  • синий;
  • белый;
  • зеленый;
  • черный;
  • желтый.

Роспись посуды своими руками

Деревянная, керамическая, стеклянная посуда с хохломской росписью помогает нарядно и «богато» сервировать стол. Освоить секреты нанесения рисунков с использованием современных материалов не так сложно. Поэтапно процесс можно описать следующим образом:

  1. Сперва выполняются заготовки. Подготавливаются изделия нужного размера (они могут быть стеклянные, деревянные, фарфоровые и так далее). Их обрабатывают раствором для создания слоя, непроницаемого для воды.
  2. После тщательной просушки первого слоя выполняется покрытие маслом. Издавна для этого применяли олифу либо льняное масло. При покрытии изделие приобретает глянец и становится гладким.
  3. Лужение – этап, который проводится перед расписыванием. Выполняют его путем добавления алюминиевого порошка. Правильно выполненная обработка позволяет получить зеркальную поверхность.
  4. Когда все этапы закончились, можно начинать декорирование.

Оформленная в стиле хохлома, посуда имеет красивый, торжественный вид. Знакомство с традиционной техникой исполнения и художественными приемами позволяет самостоятельно создавать яркие предметы обихода. Расписная утварь, декорированная в национальном стиле, помогает создать приятную обстановку. Для изготовления тарелок и чайных чашек, подносов, солонок и других предметов используются чаще натуральные материалы. Такая посуда получается с высокими показателями экологичности.

История городецкой росписи

Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства.

Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы. В то время данный вид искусства называли русским народным художественным промыслом. Старинные традиции до сих пор сохраняют современные мастера, которые трудятся на фабрике «Городецкая роспись». Их умения оценены по заслугам настолько высоко, что некоторые получили награду лауреата Репинской премии.

Хохлома: технология изготовления

Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:

  • Получение «белья» — белых неокрашенных изделий. Мастер из заготовленных деревянных брусков формирует будущие ложки, чайные чашки, шкатулки и сувениры, снимая токарным станком стружки с древесины. Затем готовое изделие сушат при температуре 22-28° С, в течение 3-20 дней.
  • Шпаклевка «вапой» — неокрашенные вещи обмазывают несколько раз после обсушки специальной очищенной глиной, и оставляют на 7-8 часов.
  • Грунтовка – 3-4 раза олифят (покрывают слоями вываренного льняного масла). Олифой вручную пропитывают изделия, втирая ее специальными кожаными тампонами. После очередной пропитки сушат в специальном шкафу при температуре 40-50° С. Затем, после охлаждения, слегка шлифуют.
  • «Лужение» — придание изделию серебристого или золотистого фона. Для серебряного цвета – в поверхность кожаными овчинными тампонами вручную втирают алюминиевый порошок. Для золотого – наносится перетертое олово. Затем покрывают специальными смесями и несколько раз обжигают в печи до получения солнечно-золотого цвета. После чего изделие попадает в руки мастеров-художников декоративно-прикладного искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Triodesigng
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: